МОУ Палатовская средняя общеобразовательная школа

МБОУ «Палатовская средняя общеобразовательная школа»

Образовательный портал Красногвардейского района

Навигация:

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья:

Условия для обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. Особую актуальность реализация права на образование детей–инвалидов приобретает в связи с Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное образование, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» так определила один из своих приоритетов: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей–инвалидов…».

Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» подчеркивается, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям: «Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество».

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» также предусматривает гарантии прав на получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно-развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими детьми, посещать обычные учебные заведения. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми.

Инклюзия – это такая организация процесса обучения, при которой все дети независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без особенностей в одних и тех же общеобразовательных школах. В тоже время, инклюзивное обучение – это одна из форм обучения детей с ОВЗ, которая не вытесняет традиционно сложившиеся формы эффективной помощи детям-инвалидам, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы условия, адекватные особенностям их развития, позволяющие предупредить их дезадаптацию в условиях общеобразовательного учреждения, а также полноценно участвовать в социальной жизни коллектива.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса, рассматривается Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС для детей с ОВЗ вступил в силу в Российской Федерации с 1 сентября 2016 года).

Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

Сегодня стало понятно, что школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия учеников.

Школа, которая выбрала для себя путь реализации инклюзивного процесса, прежде всего, должна принять как свою школьную культуру, соблюдение основных принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Таким образом, инклюзивное образование предполагает целый комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогическом процессе вообще.

Информация о приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий

  • С целью оказания психолого-педагогического сопровождения нуждающихся в нем детей-инвалидов и детей с ОВЗ разработаны индивидуальные программы.
  • Также социальный педагог реализует программу социализации учащихся с ЗПР (умственной отсталостью) 8-9 класс.
  • Для слабовидящих обучающихся на дверях и ступенях предусмотрены стикеры желтого цвета. Школьный сайт содержит версию для слабовидящих.

Информация об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ

  • Контроль и учет своевременного посещения медицинских учреждений.
  • Плановые медицинские осмотры по месту обучения.
  • Соблюдение рекомендаций ПМПК к условиям обучения детей с ОВЗ.
  • Индивидуальный подход к физическому развитию учащихся на уроках физической культуры.
  • Коррекционно-развивающие занятия с детьми-инвалидами и с детьми с ОВЗ в рамках сопровождения учебного процесса.
 

В МБОУ  «Палатовская СОШ» созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:

  • школа реализует специальную  (коррекционную)  программу основного общего образования  для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
  • по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется  индивидуальное обучение на дому;
  • вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья  регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
  • в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития со школьниками работает педагог-психолог, логопед (в рамках сетевого взаимодействия);
  • для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум в образовательном учреждении  проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
  • в соответствии с планом реализации приоритетного национального проекта РФ «Образование» и регионального проекта по организации дистанционного обучения детей-инвалидов, а так же для эффективного включения детей-инвалидов в процесс обучения, педагоги школы своевременно проходят курсы повышения квалификации.

Сведения о наличии средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

МБОУ «Палатовская СОШ» располагает типовым зданием и спортивной площадкой.

Общее количество учебных кабинетов — 15.

Кабинеты оснащены мебелью в соответствии с СанПиН, компьютерным оборудованием и мультимедийными средствами обучения.

В учреждении имеется:

  • кабинет информатики;
  • оборудованные специализированные кабинеты химии, биологии, физики;
  • библиотека;
  • мастерская;
  • спортивный зал.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МБОУ "Палатовская СОШ" осуществляется доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.

Осуществляется доступ обучающихся и родителей к виртуальной школе https://www.vsopen.ru/

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В МБОУ "Палатовская СОШ" нет в наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Сведения о наличии общежития интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МБОУ "Палатовская СОШ" нет в наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.